Выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании

    Федеральное статистическое наблюдение участия населения в непрерывном образовании проводится во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения".

    Задачей проведения наблюдения являлось получение статистических данных об охвате населения непрерывным образованием, под которым понимается образовательный процесс в течение всей жизни, связанный с постоянным совершенствованием знаний и навыков человека, вызванный стремлением быть актуальным, конкурентоспособным в существующей профессиональной или социальной сфере.

Выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании. Итоги

  (по результатам выборочного обследования населения в  июне, июле, августе  2020 года)

Федеральной службой государственной статистики в июне, июле, августе, 2020 года  было проведено федеральное статистическое наблюдение участия населения в непрерывном образовании (далее Наблюдение). Наблюдение проводилось во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения".

Задачей проведения наблюдения являлось получение статистических данных об охвате населения непрерывным образованием, под которым понимается образовательный процесс в течение всей жизни, связанный с постоянным совершенствованием знаний и навыков человека, вызванный стремлением быть актуальным, конкурентоспособным в существующей профессиональной или социальной сфере.

В рамках выборочного наблюдения Владимирстат получил информацию  от населения в возрасте 15 лет и старше, отражающую интеграцию населения в процесс получения образования:  общего, профессионального образования, дополнительного образования, в том числе самообразования. Обследуемым периодом являлись двенадцать месяцев, предшествующих наблюдению.                  

           Итоги  наблюдения показали, что во Владимирской области в непрерывном образовании участвовали 455,2 тысячи жителей или 39,5 процента от общего числа населения в возрасте 15лет и старше. В сравнении с соседними территориями Центрального федерального округа этот показатель ниже, чем в Ивановской и Костромской областях ( в этих территориях уровень участия в непрерывном образовании составил соответственно 40,9 и 44,5 процента) и выше, чем в Ярославской и Рязанской  областях ( соответственно 31,9 и 34,2 процента). В целом по Центральному федеральному округу уровень участия населения в непрерывном образовании составил  42,4 процента.

         Среди лиц в возрасте 15 лет и старше, участвующих в непрерывном образовании преобладают занятые в экономике (71,5%), каждый четвертый не входит в состав рабочей силы ( не работает и не ищет работу).

          Самой распространенной формой участия населения области в непрерывном образовании являлось самообразование. Самостоятельную деятельность для приобретения новых знаний, умений и навыков, направленную на удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании осуществлял каждый четвертый обследованный респондент.

                 Преобладающей формой самообразования, которую использовали 70% респондентов, являлось прослушивание и просматривание передач учебного характера в сети «Интернет». Основными направлениями самообразования  являлись: изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни (35,5% занимающихся самообразованием), изучение финансовой и бюджетной грамотности, грамотности в сфере ЖКХ, государственных услуг (21%), получение знаний и навыков по использованию компьютера (17,8%).

        На втором месте среди форм участия населения в непрерывном образовании находится дополнительное обучение на работе в виде освоения производственных навыков на рабочем месте, посещения профессиональных лекций, семинаров, конференций, совещаний по обмену опытом, прохождения стажировки, а так же обучение технике безопасности, охране труда, гражданской обороне. Дополнительное обучение на работе прошли 219 тыс. человек или 19 процентов обследованных лиц. Целью получения такого  вида дополнительного образования респонденты назвали  достижение более высоких результатов работы  (42,2%), получение новых знаний (39,6%), продвижение по службе (11,5%).

       Среди обследованных лиц 86,4 тыс. человек или 7,5 % осваивали основные образовательные программы, то есть в течение предшествующих 12 месяцев обучались в образовательных организациях с целью получения основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования.   Среди них преобладающая часть (40%) получала основное общее или среднее общее образование, каждый третий – высшее образование, каждый четвертый – среднее профессиональное образование.

       Более подробная информация об итогах Выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании расположена на  сайте Росстата по адресу:  https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/obraz2020/index.html              

____________________________________________________________________________________________

При использовании материалов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по  Владимирской  области в официальных, учебных или научных документах, а также в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна

      Федеральной службой государственной статистики в мае, августе, сентябре 2015 года впервые было проведено федеральное статистическое наблюдение участия населения в непрерывном образовании.

    Итоги наблюдения показали, что во Владимирской области в непрерывном образовании в течение года, предшествующего обследованию, участвовали 463,8 тысячи жителей или 43,2 процента от общего числа обследованных. По статусу участия в составе рабочей силы       они распределялись следующим образом: три четвери (76%) составляли лица занятые в экономике, 2,8 % - безработные и 21,2 % - лица не входящие в состав рабочей силы (не имеющие работы и не желающие иметь работу). 

       Каждый второй участник непрерывного образования находился в трудоспособном возрасте, каждый четвертый в возрасте от 50 до 72 лет. Доля населения в возрасте 25-64 лет, участвовавшего в непрерывном образовании – 40,4 %.

       Среди обследованных мужчин участвовали в непрерывном образовании 45,2 %, среди женщин 41,5%. Уровень участия городских жителей в непрерывном образовании в 2015 году составил 43,5%, сельских жителей – 42,3%.

     Самой распространенной формой участия населения в непрерывном образовании являлось самообразование. Самостоятельную деятельность для приобретения новых знаний, умений и навыков, направленную на удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании осуществлял каждый пятый обследованный респондент.

         Мужчины получали непрерывное образование в основном в форме дополнительного обучения на работе (21,9%), женщины – в форме самообразования (21,5%).

         Обследование показало, что 107,8 тысячи человек, или 10% лиц, участвующих в непрерывном образовании, получали дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации, переподготовки.

         Одной из форм непрерывного образования, включенной в обследование, являлось посещение в течение последних 12 месяцев мероприятий просветительского характера, направленных на приобретение новых знаний в различных направлениях общественной жизнедеятельности, представляющих собой цикл мероприятий (экскурсии, циклы лекций, занятий по различным тематикам). По итогам обследования в таких мероприятиях принимали участие 67,1 тысячи человек или 6,3 % респондентов. Эту форму непрерывного образования предпочли использовать 4,8 % мужчин и 7,5 % женщин, 7,3% городских жителей и 2,4% жителей сельской местности.