"Торговля знает меру, вес да счет"

"Торговля знает меру, вес да счет"  -  Русская пословица

День работника торговли в России отмечается в четвертую субботу июля, в этом году он пришелся на 25 июля. Этот праздник считают своим не только те, кто стоит за прилавком или сидит за кассой магазина, но и все сотрудники сферы продаж, задействованные в поставках товаров, в обслуживании покупателей. В этом году на работников торговли из-за коронавируса легла повышенная нагрузка. Это они целыми днями работают в масках и перчатках, чтобы мы могли покупать нужные продукты в ближайшем к дому магазине, они выстраивали логистические цепочки, чтобы    не остались без гречки и туалетной бумаги, несмотря на ажиотажный спрос.

День работника торговли - праздник с советской историей, он был учрежден в 1966 году, а в 2013 году выбрана дата - последняя суббота июля.

Вот несколько интересных фактов о торговле:

Слово «продавец» появилось в русском языке лишь в конце 19 века, когда в России стали появляться крупные магазины и универмаги.

В 1879 году в розничной торговле получили распространение первые кассовые аппараты.

Самый продаваемые товары в мире – бензин и кофе.

Штрих-коды появились в торговле в 1974 году. Первым товаром стала жевательная резинка Wrigle's.

А что знает о торговой сфере Владимирской области статистика?

"Малышей" все меньше

Торговля - одна из тех сфер в экономике, которая держится на малом бизнесе и частных предпринимателях. Во Владимирской области в последние годы количество предприятий,  учтенных в Статрегистре по  основному виду деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сокращается, причем это касается всех форм организации бизнеса: и юридических лиц, и малых предприятий, и ИП.

Так, с конца  2017  до  30 июня  2020 года количество зарегистрированных юридических лиц  сократилось на 18% - с 7721 до 6363,  в том числе количество малых и микропредприятий - на 14% (с 6331 до 5442), количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 12% (с 17842 до 15667).

Вклад малых предприятий оптовой и розничной торговли в экономику Владимирской области тоже снижается. В 2017 году оборот розничной торговли малых предприятий составлял 23,2% от всего оборота розничной торговли региона, в 2018 году - 22,2%, в 2019 году - 21,9%. Оборот малых предприятий оптовой торговли также падал: в 2017 году - 39,1% от всего оборота оптовой торговли  региона, в 2018 году - 34,3%, в 2019 году - 30,5%.

Торговля пострадала, но не сдается

Сфера торговли отнесена к одной из наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслей. Однако общий оборот розничной торговли в январе-мае 2020 года в товарной массе вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 95006 млн. рублей.  Самым тяжелым месяцем был апрель, когда оборот розничной торговли упал до 18040 млн рублей (85% к марту текущего года). Уже в мае 2020 года оборот розничной торговли вырос по сравнению с апрелем на 7,7% и составил 19411 млн рублей. Однако это меньше, чем в мае 2019 года, на 6,8%.

В январе-мае 2020 года 95,6% всего объема розничной торговли приходится на стационарные объекты - магазины и торговые центры.   Любопытно, но доля розничных рынков и ярмарок сократилась, вопреки ожиданию, не сильно и составила 4,4% (в январе-мае 2019 года соответственно 95,2% и 4,8%).  

Самоизоляция  и аппетит – вещи совместимые

На продовольственные товары мы всегда тратим больше, чем на промышленные товары. В январе-мае 2020 года в условиях карантинных ограничений перевес стал еще значительнее - 54,5% от всего оборота розничной торговли, у непродовольственных товаров 45,5%.  За первые пять месяцев прошлого года соотношение было соответственно 52,9% и 47,1%.

Пищевых продуктов в январе-мае 2020 года продано на 4,2% больше, а непродовольственных товаров на 2,8% меньше, чем за тот же период прошлого года (в товарной массе).

Посмотрим, какие товары особенно часто оказывались в наших корзинах.  На 25,9% выросла   продажа мяса животных, мяса птицы - на 6,6%, мясопродуктов - на 12%. На 23,5% выросли продажи сливочного масла, на 20,3% - растительного. На 14,6% увеличились продажи молока, на 13% - сыров. Заметно подросли продажи соли - на 42,4%, и мыла - на 32,8%. Табачных изделий продано больше на 1,1%.

Заметнее всего в первые пять месяцев 2020 года снизился спрос на  мебель: объем продаж составил 71% к тому же периоду 2019 года, фотоаппаратуру и фототовары  - 66%, книги - 89%, газеты и журналы - 67% и одежду -  62%.

Еще интересный момент - жители Владимирской области переходят на современное освещение. В январе–мае 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года продажа люминесцентных ламп составила 25,2%, а светодиодных - 157%.

Продажи уходят в интернет

За первые пять месяцев 2020 года во Владимирской области почти в три раза выросли услуги по розничной торговле, осуществляемые через интернет. Продажа онлайн в январемае 2020 года составила 293,5% к соответствующему периоду прошлого года (699,2 млн рублей в 2020 году, 233,1 млн рублей в 2019 году).

Почти треть владимирцев для покупок пользовались почтой или заказами через интернет. Чаще всего онлайн приобретали бытовую технику и электронику - 25% покупателей, одежду и обувь - 22%, продукты питания и средства личной гигиены так покупали 5% опрошенных. Причем более 18% жителей области старше 15 лет, которые не пользуются онлайн-заказами или почтой, признались, что даже не знают о такой возможности. 

 Уровень цен и ограниченный ассортимент - причины недовольства

Статистика, как известно, знает многое. Не осталась вне зоны её интереса и наша удовлетворенность условиями жизни. Приведем некоторые цифры, дополняющие праздничный обзор. Например, по данным исследования, проведенного в 2018 году, среди владимирцев старше 15 лет удовлетворенных торговым обслуживанием было 92%, недовольных - 8%. Причем недовольных больше в сельской местности (26% неудовлетворенных против 2,9% в городах). Основные причины неудовлетворенности торговым обслуживанием: ограниченный ассортимент - 64%, уровень цены выше, чем в других местах - 60%, плохое качество товаров и обслуживания - 18%. Остальные опрошенные называли другие причины.

Еще несколько цифр, характеризующих наше потребление в 2018 году. Товары повседневного спроса, одежду и обувь 91% жители 33 региона приобретали в   основном в своем населенном пункте, 48% - в ближайщих городах и районах, 0,6% - в других субъектах РФ. Покупку подобных товаров за границей никто из опрошенных не подтвердил.  

Но так или иначе, в супермаркете или маленьком магазинчике, через интернет или по почте, владимирская торговля доставит нам все, что нужно. Кстати, опасаться продовольственного дефицита и закупаться гречкой и макаронами не стоит. На 1 июня 2020 года объем товарных запасов  в организациях розничной торговли был на сумму 12623,6 млн рублей. Этих запасов при обычном спросе хватит на 33 дня.

Скажем в канун праздника за это спасибо всем работникам торговли. Как говорили в советское время, из которого берет начало этот праздник: "Продавец и покупатель, будьте взаимно вежливы".

 

Солдатова Наталья Михайловна, 

специалист  Владимирстата

по взаимодействию  со СМИ

тел. +7(4922) 773041, 773042 доб. 0402,

моб. +7 9307408865

mailto:  P33_nsoldatova@gks.ru

https://vladimirstat.gks.ru

 

Владимирстат в социальных сетях:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100032943192933

https://vk.com/public176417789

https://ok.ru/profile/592707677206

https://www.instagram.com/vladimirstat33/?hl=ru