«Цель труда моего есть польза общая; я желал по мере сил моих, содействовать распространению сведений о великом отечестве нашем - любить Россию есть священная обязанность каждого русского, а любить с сознанием, с убеждением можно тогда только, когда мы знаем её, когда изучили минувшие и настоящие судьбы её, когда достойно оценили мощь и силу народа, и его недуги».
Арсеньев Константин Иванович, российский статистик и историк, 1848 г.
Из века в век статистика верна своему предназначению - служить практическим потребностям человека, быть инструментом познания и открытий.
А история у статистики богатейшая и корни её уходят в далекое прошлое. Из артефактов известно, что первые статистические исследования проводились еще в начале третьего тысячелетия до нашей эры, однако зарождение статистики как науки принято относить ко второй половине XVII века.
Ход истории, по большому счету, определяют личности, и пример становления и развития отечественной статистики в этом убеждает.
Поэтому совершенно не случайно, что основы общегосударственной системы статистики в России были заложены при царе-реформаторе Петре I (годы правления 1682-1725).
При Петре I был введен учет цен на хлеб, регистрация новых фабрик и заводов, подворовые переписи (ревизии) населения и многие другие статистические начинания. Но статистические сведения тогда широко не обобщались, а использовались в основном в оперативных целях.
Особенно возрос интерес к статистическим данным во время царствования Екатерины II (1762-1796 гг.), которая провела реформу государственного управления. В это время возникает познавательная статистика, целью которой становится всестороннее исследование процессов общественной жизни. Появилась возможность для анализа закономерностей общественного развития.
XIX столетие - время прогресса в общественной, научной и культурной жизни Российского государства. В это эволюционное движение была вовлечена и статистическая деятельность. В 30-е годы закладываются основы организационно-структурного оформления статистических работ.
20 декабря 1834 г. Высочайше утверждены «Правила для Статистического отделения при Совете Министерства внутренних дел и статистических комитетов в губерниях», согласно которым во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов и под ведением генерал-губернаторов, если они имелись.
В январе 1835 г. был издан Указ Императора о необходимости создания губернских статистических комитетов и Высочайше утвержденные документы были направлены начальникам губерний «для сведения и должного исполнения».
Статистические комитеты открывались медленно. К 1853 г учреждения были открыты в 33 из 49 губерний России.
Владимирский губернский статистический комитет начал свою деятельность одним из первых в России - 15 апреля (28 по новому стилю) 1835 года. Комитет находился в непосредственном подчинении и ведении Владимирского губернатора, состоял при нем в качестве «учетно-административного учреждения». Губернатор традиционно по должности являлся председателем комитета.
Комитет относился к Министерству внутренних дел, а в своей деятельности руководствовался циркулярами Центрального статистического комитета.
Все дела Владимирского Губернского статистического комитета располагались в общей губернской канцелярии, которая находилась вначале в Доме Губернатора, ул. Б. Московская, а потом в здании Присутственных мест.
В состав губернского статистического комитета входили непременные члены и члены-корреспонденты. Это были люди высокообразованные, просвещенные и благонадежные (губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, председатель казенной палаты, управляющий палатой государственных имуществ, директор училищ Владимирской губернии и др.). Все они работали на ниве статистики в свободное от своей основной работы время, не получая к тому же за это никакого вознаграждения
Так, например, из архивных документов известно, что Владимирский губернатор Иван Эммануилович Курута (первый срок правления - 1827-1832 гг.; второй срок правления - 1836-1842 гг.) самым тщательным образом рассматривал кандидатуры для членства в комитете. Непременными его членами в это время были губернский предводитель дворянства Ф.В. Акинфов, вице-губернатор Б.И. Пестель, почетный попечитель гимназии С.Н. Богданов.
Ф.В. Акинфов собирал статистические сведения с уездных предводителей дворянства, которые также автоматически становились членами статкомитета. Правда, документы свидетельствуют, что сотрудничество предводителей дворянства со статкомитетом в первые годы не было гладким.
Почетный попечитель гимназии С.Н. Богданов, в свою очередь, контролировал деятельность статкомитета по части образования.
Наряду с непременными членами в состав статистических комитетов входили члены-корреспонденты из числа постоянных жителей губернии.
В члены-корреспонденты избирались жители губернии, которые могли способствовать работе статкомитета своими трудами на местах. Говорить о сословной принадлежности 13 членов-корреспондентов первых лет работы комитета сложно. Владимирским краеведам удалось установить, что среди них был 1 городской глава Иван Сарачев (Покров), 1 штатный смотритель училищ Федор Яковлев (Муром), 2 купца: 2-й гильдии Лев Никитин (Вязники) и 3-й гильдии из Судогды, и 1 купеческий сын из Коврова. Сословная принадлежность остальных членов на данный момент не установлена. Самфакт избрания именно этих лиц указывает на то, что они успели зарекомендовать себя на том или ином поприще.
Для ведения всей документации комитета один из его членов назначался производителем дел. Правила о статкомитетах не содержали никаких требований к этой должности, жалованье также не назначалось. Первым известным нам производителем дел статкомитета был Василий Захарович Богословский, старший учитель истории мужской гимназии во Владимире. Являясь связующим звеном всех членов комитета, Богословский собирал воедино статистические сведения, ездил в командировки для общения с членами-корреспондентами, давал им задания по составлению описаний определенной местности.
В 1837 г. был принят «Общий наказ гражданским губернаторам». Он охватывал все стороны общественной жизни и социально-экономического развития губернии. В соответствии с «Наказом», одной из форм контроля императора и центральных властей над деятельностью губернаторов стала ежегодная отчетность, отражающая степень эффективности губернской администрации. Итоговым документом такой ежегодной работы был «Отчет о состоянии губернии и управлению ею». В нем были установлены сферы статистической отчетности и порядок представления губернских статистических сведений:
"...гражданские губернаторы для основательности своих действий и пользы вверенного управления должны стараться иметь всегда самые точные и по возможности подробные сведения о состоянии губернии во всех отношениях: о народонаселении и соразмерности оного с пространством, так и с естественными средствами края; о качествах почвы земли, одинаковом или разнообразном; о количестве пажитных полей, лугов, лесов и прочих угодий, о судоходных и других реках и водах, орошающих губернию, о числе и взаимных расстояниях городов, сел, деревень, заводов, фабрик и о числе, занятиях и положении жителей, промышленности их как земледельческой, так и рукодельной и торговой; о повинностях всякого рода; о публичных, врачебных и богоугодных заведениях, церквах, монастырях и так далее; наконец, о состоянии народной нравственности, о коей можно судить по числу и роду преступлений, склонностям и навыкам людей разных состояний, особенно же многочисленнейших классов"
Эти статистические данные должны были быть у губернатора под рукой, ибо в случае проезда государя через губернию "начальник оной представляет Его Императорскому Величеству краткое извлечение собранных им сведений о положении вверенного управлению его края, по данным на сие подробным Высочайше утвержденным правилам и формам".
В 1838 г. начала издаваться первая местная газета - «Владимирские Губернские Ведомости». Первым редактором неофициальной части газеты стал производитель дел статкомитета - В.З. Богословский, активно размещавший труды членов комитета, в том числе и их заметки об интересных событиях в крае. По признанию современников, приложение было практически «органом статистического комитета».
Пример деятельности И.Э. Куруты наглядно показывает как личность губернатора, его гражданская позиция и ответственность могли играть определяющую роль в развитии статистики и формировании общественного мнения.
Но не все зависело от Губернатора. На содержание Губстаткомитета выделялись ассигнования в размере от 1500 до 2000 рублей в год, что было явно недостаточно для организации самостоятельных исследовательских работ. Губернские статистики не имели программ и инструкций, не было единой методологии статистического обследования. На начальном этапе становления губернского статистического комитета функции его сводились, в основном, к сбору, обработке и составлению ведомостей со статистическими данными.
Недостаток средств сказывался и на работе канцелярии комитета. Из-за отсутствия помещения в каком-либо казенном или общественном здании, она находилась в канцелярии начальника губернии. Теснота помещения позволяла иметь только шкаф с книгами, - а все статистические работы по комитету производились у секретаря дома. Все эти неудобства, безусловно, осложняли статистические занятия.
Но, несмотря на объективные трудности члены комитета, не ограничивались только сбором цифр и описанием уездов, они вели также метеорологические наблюдения, описывали важные события губернской жизни, занимались вовлечением новых людей в свою работу и курировали их деятельность.
От месяца к месяцу количество собранных статистических сведений увеличивалось. Составленные на их основе описания губернии, её уездов и отдельных отраслей хозяйства становились все более подробными.
В 50-е годы статкомитет начинает свою издательскую деятельность. Это в первую очередь Памятные книжки Владимирской губернии. Архивные документы подтверждают: за период 1844-1917 гг. комитет выпустил 17 подобных изданий. Благодаря богатому и разноплановому содержанию, Памятные книжки пользовались большой популярностью у населения губернии.
Помимо топографических карт, списков чиновников губернского и уездного управления они, как правило, включали в себя обширный раздел статистических сведений о числе городов, посадов, слобод, сел, деревень, численности жителей, войск. Приводились сведения о размерах земельных угодий под усадьбами и выгонами, пашнями, сенокосами, лесами, реками, болотами, дорогами. Перечислялись каменные и деревянные здания: церкви, казенные дома, учебные заведения, богоугодные и благотворительные заведения. Сообщалось о фабриках и заводах, численности рабочих по видам ремесел, расстоянии до уездных городов от губернского г. Владимира, приводились многие другие интересные данные.
Введение нового Высочайше утвержденного 26 декабря 1860 г. «Положения о губернских статистических комитетах» подводило более прочное основание под существование комитетов, что связано было, в первую очередь, с введением практики постоянного финансирования комитетов из земских и губернских сборов.
С этого периода начался новый этап в развитии губернской статистики. Комитет обязан был составлять более обширные описания губернии в географическом, промышленном, сельскохозяйственном, социальном и историческом отношениях, а также публиковать свои труды.
В 60 - 70-е гг. выходят в свет 9 выпусков "Трудов Статистического Владимирского Губернского Комитета", три тома "Ежегодника Владимирского Губернского Статистического Комитета», а также другие отдельные сборники, за авторством членов комитета. Например, секретарем К.Н. Тихонравовым были подготовлены и изданы "Статистический список населенных местностей Владимирской губернии", "Владимирский сборник» и другие.
В настоящее время с некоторыми из указанных изданий можно познакомиться во Владимирской областной научной библиотеке им. Горького, а также в Государственном архиве Владимирской области.
Помимо собирания «точных статистических сведений» статистический комитет активно занимался архивной деятельностью, библиотечным и музейным делом.
В III четверти XIX века при местных статистических комитетах создавались губернские музеи. Владимир не был исключением из их числа. Идея создания первой экспозиции музея принадлежала члену комитета Я.П. Гарелину. Еще в 1864 г. он предложил основать постоянную выставку мануфактурных произведений и археологический музей. Но в силу недостатка средств и помещения этим работам не было уделено достаточного внимания.
Все изменилось в 1866 г., когда во главе губернии встал В.Н. Струков. Но даже при поддержке губернатора подготовка выставки заняла около трех лет. Завершением общих трудов стало открытие ее в 1869 г. в выставочном зале в здании мужской гимназии. Как следует из отчетов комитета, экспонаты пополнялись главным образом за счет пожертвований частных лиц, в первую очередь самих членов комитета.
В 1863 г. в России был создан методологический орган правительственной статистики - Статистический совет, который был наделен рекомендательными функциями. Его возглавлял П.П. Семенов-Тяншанский. В том же 1863 г. Центральный статистический комитет получил распоряжение проверять статистические сведения, полученные из губерний, а также проводить переписи.
В последней четверти XIX в. появились земские выборные органы местного самоуправления. Для удовлетворения потребностей и правильного ведения хозяйства местного и государственного управления земские учреждения были заинтересованы в создании и развитии земской губернской статистики.
Вопросам учреждения в структуре Владимирских земств статистических отделов был посвящен первый земский статистический съезд, прошедший в марте 1880 г. Прибывшие делегаты обсудили и приняли «Программу земской статистики Владимирской губернии», разработанную членом губернской управы Н.С. Стромиловым.
Программа подразделялась на следующие отделы:
- Материалы: статистические органы, описания, атласы.
- Обзор губернии и уездов: положение, граница, почва, реки, деление местностей.
- Землевладение: частное и общинное; сословия, ведомства и общества, исчисление количества земель, оценка земель, арендная цена, повинности.
- Промышленность: земледелие, содействие развитию сельского хозяйства, промышленности; сельскохозяйственный кредит; мануфактуры; ярмарки и пр.
- Промыслы и содействия им.
- Народное здравие: земская медицина и сельская ветеринария; воспитательные дома; оспопрививание, сифилис, эпидемии.
- Народное образование.
- Охранение народной нравственности. Содействие выселению порочных людей. Меры против пьянства, разврата и притоны терпимости.
- Народное продовольствие и общественное призрение неимущих.
- Народные бедствия.
- Страховая, пожарная, строительная часть.
- Земские финансы.
- Подводная и дорожная повинности.
- Постойная и воинская повинности.
- Средства населения уездов и губернии.
- Недвижимое имущество в городах. Стоимость и доходность.
Сведений по выполнению данной программы в земских изданиях мы не обнаружили. Но из некоторых источников известно, что земские работы носили в эти годы фрагментарный характер, и данная программа в полном объеме так и не была реализована.
Земская статистика подразделялась на текущую (на основе показаний, опросов и отчетов уездных и губернских управ) и основную (переписи и экспедиции).
На начальном этапе земские статистики занимались, в основном, подворными переписями частных и крестьянских хозяйств, обследованием кустарных промыслов, школьной статистикой. Постепенно круг показателей расширялся, стали применяться специально организованные статистические исследования. Земские статистики сами выезжали на места и организовывали сбор сведений, предусмотренный программами обследований. Результаты этой работы были широко востребованы.
Земская статистика занимает исключительное место не только в истории земства, но и, безусловно, является национальным достоянием России и всей мировой статистики. Во Владимирской губернии так же, как и во всей России, земская статистика просуществовала до 1917г.
5 июня 1895 г. императором Николаем II был утвержден проект «Положения о первой Всеобщей переписи населения Российской Империи». Целью переписи являлся подсчет численности населения страны, выявление его состава и географической распространенности на территории государства. Указом императора перепись была назначена на 28 января 1897г. Общее руководство переписью осуществлял министр Внутренних дел, а во Владимирской губернии губернатор - Михаил Николаевич Теренин.
По предварительным итогам 1-й Всеобщей переписи населения на 28 января 1897 года во Владимирской губернии проживало 1млн. 570,7 тыс. человек, в том числе в городе Владимире - 28,3 тыс. человек.
Всего с момента образования и до Октябрьского революционного переворота Владимирский Губстаткомитет возглавляло 17 губернаторов.
ВЛАДИМИРСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ - ПРЕДСЕДАТЕЛИ ВЛАДИМИРСКОГО ГУБЕРНСКОГО СТАТКОМИТЕТА
Особый вклад в развитие и совершенствование губернской статистики внесли Иван Эммануилович Курута, Егор Сергеевич Тиличеев, Александр Петрович Самсонов, Владимир Николаевич Струков.